четверг, 6 ноября 2014 г.

Сценарий урока "как к людям хлеб пришел?"


Разделы:
Преподавание в начальной школе



Задачи урока:



    (слайд)


  1. Сформировать представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости включения их в рацион, развивать речь и мышление ребёнка, выражать свои мысли и чувства.




-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.


К уроку есть презентация 20 слайдов (среда Power Point, Word) Приложение


Ход урока


Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)


Повернулись друг к другу,

Улыбнулись друг другу.

У всех хорошее настроение

Всем хочется узнать что-то новое.


И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.


Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)


(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.


  • Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнить с тем, как это делалось в старину.

  • 1. Организационный момент. Психологический настрой.


    «А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)


    Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)


    Если мы хотим кого-то

    Встретить с честью и почётом,

    Встретить щедро от души,

    С уважением большим,

    То гостей таких встречаем

    Пышным круглым караваем.

    Он на блюде расписном

    С белоснежным рушником!

    С караваем хлеб подносим,

    Дорогой наш гость и друг,

    Принимай хлеб-соль из рук.


    3. Актуализация знаний по теме         


    Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)


    Каравай земли и неба на твоём столе

    Ничего сильнее хлеба нету на земле.       

    В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

    А на каждом колосочке держится земля.

    В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

    Сила солнышка хранится

    И земли родной.

    И растёт под небом светлым,

    Строен и высок,

    Словно Родина, бессмертный

    Хлебный колосок.


    Ученик:                   


    И обед нам не обед,

    Если к супу хлеба нет.

    И не та на вкус картошка,

    Если хлеба нет ни крошки.

    Даже каша с хлебом краше

    Хлеб-кормилец пища наша.


    Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд)           (Ответы детей)


    нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд)


    4. Сообщение нового материала


    Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.


    А сейчас?


    Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.


    А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.


  • Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г

  • Игра: «Каравай»


  • Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г

  • А сейчас?


    Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)


    Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?


    Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?



    • Практическая работа. Игра: «Знатоки»


  • Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка

  • Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).


    Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?


    О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?


    Мука готова. Что дальше?


  • Работа по теме урока


  • В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины


    Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)


    К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)


    (слайд)


    (Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)


    Как вспахивали землю в старину?


    Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.


    Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.


    Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.


    2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.


    А как сеяли раньше?


    А сейчас?


    Покажите (слайд)


    Я предлагаю вам послушать одну легенду


    Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.


    Что необходимо для жизни и роста растений?


    (Солнце, дождь.)



      На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?


    • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

    • Приплыли тучи дождевые:

      -Лей, дождь, лей!

      Дождинки пляшут, как живые:      

      -пей, рожь, пей!

      И рожь, склоняясь к земле зелёной,

      Пьёт, пьёт, пьёт!

      А тёплый дождь неугомонный

      Льёт, льёт, льёт!


      Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.


      Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)


      Пшеница созрела.


      А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)


      К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.


      На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.


      Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)


      Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)


      А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)



      С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин


      (слайд)


      5. Упражнения по закреплению материала


      Ученица (слайд)  


      Ученица                   


      Он не падает к нам с неба,

      Появляется не вдруг.

      Чтобы вырос колос хлеба,

      Нужен труд десятков рук.


      Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)


      Оборудование: компьютер, проектор, выставка хлебных изделий, книг, круп; на блюдцах – зёрна ржи, пшеницы, овса.


      Как нужно относиться к хлебу?



        Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)


        Использованная литература


        6. Подведение итогов


        Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)


        Как на богатый урожай

        Испекли мы каравай.

        Вот такой вышины,

        Вот такой ширины  

        Каравай, каравай,

        Кого хочешь, выбирай


      1. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г

      2. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г

      3. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.



    Фото подсказки по нашей теме с сети

    Сценарий урока
    Сценарий урока
    Сценарий урока
    Сценарий урока