Цели урока.
Образовательные: познакомить учащихся с устройством компьютера, его основными и дополнительными устройствами, расширить словарный запас.
Развивающие: развитие познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской, мышью и клавиатурой.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Задачи:
ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;
закрепить изученное с помощью упражнений и теста.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), упражнения сделанные с помощью программы StarBoard, тест (Internet Explorer).
Структура урока.
Организационный момент - 2 мин.
Объяснение нового материала - 20 мин.
Закрепление изученного материала - 15 мин.
Домашнее задание - 1 мин.
Подведение итогов - 2 мин.
Резерв времени.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин).
Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Объяснение нового материала (20 мин).
Урок сопровождается презентацией: «Как устроен компьютер?»
Слайд 1.
Слайд 2
Ребята, прочитайте стишок и подумайте какое слово пропущено?
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот … - верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Написать и сосчитать,
На ошибку он укажет
Фото и кино покажет.
Он в игру с тобой сыграет,
И скучать тебе не даст!!!
Правильно, ребята, это компьютер!
Компьютер… это слово знают все, даже те, кто не знаком с информатикой.
Слайд 3
Что же такое компьютер?
Компьютер - это электронное устройство, предназначенное для получения, обработки, хранения и передачи информации.
Наша задача - изучить устройство компьютера и принцип его работы.
Слайд 4
В состав компьютеров могут входить разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок. Они составляют базовую конфигурацию компьютера.
Базовая конфигурация компьютера - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером: клавиатура, мышь, монитор, системный блок.
Слайд 5, 6
Главным в компьютере является системный блок.
Системный блок - основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними.
В системный блок входит процессор, память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптический дисках, блок питания, материнская плата, и некоторые другие устройства.
Слайд 7
Центральный процессор - главное устройство системного блока. Предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.
Я мудрее всех на свете,
Знают это даже дети.
Без моих советов важных
И решений, столь отважных,
Так скажу я вам, друзья,
Обойтись никак нельзя.
Всем я очень помогаю,
Весь контроль осуществляю,
Слово с делом совмещаю
И разумно управляю.
Слайд 8
Располагается процессор на материнской плате. Она обеспечивает связь между устройствами. На системной плате расположены: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.
Слайд 9
Память компьютера, также как и память человека предназначена для хранения информации.
Рассмотрим память человека: мы с Вами запоминаем любимые стихи, правила, способы приготовления блюд и многое другое. Всё это мы храним в нашей памяти - в голове - это внутренняя память, но всю эту информации можно хранить и в записной книге - внешняя память.
Тоже самое и с памятью компьютера: она бывает внутренняя и внешняя.
Слайд 10
Внутренняя память бывает двух видов: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.
Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.
Слайд 11
Для длительного хранения информации используется долговременная память: жесткие и гибкие магнитные диски, оптические диски, флэш-память.
Магнитные диски - это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие.
Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков - дискет. Дискета вручную вставляются в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой.
В последнее время широкое распространение получили оптические диски. Для чтения и записи информации с лазерных дисков используют дисковод (CD-ROM, CD-RW, DV-RW) и флэш-память.
Слайд 12
Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран.
Слайд 13
Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера путем нажатия клавиш.
Будь предельно осторожен,
Ведь со мной работать сложно.
Нужно навыки иметь
Чтобы мною овладеть
Сколько символов и букв
Убегает из под рук,
Лишь легонько прикоснешься,
Посмотри на монитор,
Хоть на букву ошибешься
И прервется разговор.
Слайд 14
Мышь - устройство «графического» управления, ввода. Она резко облегчает процесс управления.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть мышка
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. При перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их.
Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.
Слайд 15
Физкультминутка.
Физкультминутка состоит из двух частей - из упражнений для профилактики зрительного переутомления и общего воздействия.
Мы хорошо поработали, и настало время отдохнуть и сделать физкульт-минутку.
Встаньте, пожалуйста, возле своих парт и повторяйте движения за мной.
Звучит песня «Зарядка для хвоста» из м/ф «38 попугаев».
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
А теперь перед собой,
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Занимай свои места!
Объяснение нового материала (продолжение).
Слайд 16
К ПК можно подключить и дополнительные устройства: периферийные устройства - устройства предназначенные ля ввода и вывода информации.
Рассмотрим некоторые из них:
Слайд 17
Устройства вывода.
Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.
Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей и пр.) используются специальные устройства вывода - плоттеры (графопостроители).
Акустические колонки и наушники предназначены для вывода звуковой информации.
Слайд 18
Устройства ввода.
Сканеры и графические планшеты служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.
Для ввода звуковой информации используют микрофон.
Для управления компьютером во время игры нужен джойстик - устройство ввода.
Слайд 19
Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.
3. Закрепление пройденного материала (15 мин)
Я для вас придумала несколько испытаний, которые мы будем выполнять на интерактивной доске.
Задание №1.
Из предложенных устройств соберите базовую конфигурацию компьютера.
(К интерактивной доске выходит один учащийся и выполняет задание, остальные учащиеся ему помогают).
Задание №2.
Расположите картинки устройств в нужные столбцы.
(К интерактивной доске по очереди выходят два учащихся и заполняют по одному столбцу, остальные помогают).
Задание №3.
Соедините термины, указанные в левой колонке, с их описанием, приведенном в правой колонке.
(К интерактивной доске по очереди выходят учащиеся и соединяют по одному термину с описанием, остальные помогают).
4. Домашнее задание (1 мин).
§ 2.1 в учебнике, упражнения 1,2 стр. 54-55 в рабочей тетради.
5. Подведение итогов (2 мин).
С какой темой мы сегодня познакомились?
Из каких основных частей состоит компьютер?
Как называется устройство обработки информации?
Какие вы знаете устройства хранения информации?
Какие устройства называются периферийными?
Самым активным и внимательным на уроке ребятам выставляются оценки.
Резерв времени
Компьютерное тестирование на тему «Как устроен компьютер» - смотри архив
Спасибо за урок. До свидания.




